Витрины: сценография освещения
Возбудить любопытство и внимание потенциального клиента – вот цель светодизайнера и художника-декоратора при оформлении витрины.
Направленный, акцентирующий свет позволяет за счет повышения освещенности на товарах выделить их из окружения (более тёмного фона).
Яркостный акцент на товарах привлекает взгляд, возникает иерархия восприятия: свет отделяет главное от менее важного…
Типовой светотехнический инструмент для такого вида освещения – светильники направленного света, устанавливаемые на шинопроводах. Эти универсальные осветительные средства позволяют создать чрезвычайно разнообразную палитру светового оформления витрин. В зависимости от желаемого моделирующего эффекта манекен может быть направленно освещен одним или несколькими светильниками.
Световые контрасты воспринимаются только до определенного соотношения яркостей фона и объекта различения. Чем более высвечен фон, тем большего уровня вертикальной освещенности требует манекен на переднем плане – только тогда можно достичь желаемого яркостного контраста.
Когда экспонаты в витрине «выхвачены» светом из затемненного окружения, то это, с одной стороны, создает драматический, театральный эффект, а с другой – требует значительно меньших затрат электроэнергии по сравнению с равномерным, заливающим освещением всего объема витрины.
Цветные фильтры «окрашивают» световые пучки, значительно расширяя творческие возможности оформителей витрины за счет цветовых контрастов, дополняющих яркостные.
Светильники с изменяемым цветом излучения облегчают, кроме того, создание сценографических приемов освещения с их последовательной динамической сменой – чрезвычайно важное средство привлечения внимания и создания необходимой световой атмосферы. С помощью “Gobo”-проекторов (цветная и динамическая световая проекция) создаются впечатляющие декоративные эффекты, например, отражающие сезонные нюансы моды.
Световое решение А
Светильники на шинопроводах позволяют просто осуществлять быструю ориентацию световых пучков на освещаемый объект. Направленный свет создает привлекательный блеск на глянцевых поверхностях. Если светильники, установленные на полу витрины, освещают объект (например, манекен) снизу, то создается драматический эффект, подобный сценическому.
Световое решение B
Несколько параллельных шинопроводов на потолке или на стене повышают гибкость при наладке освещения – вариативность «нацеливания» светильников расширяется. Контраст между фоном (задней стеной витрины) и объектом на переднем плане, яркость которого повышена за счет направленного света, фокусирует внимание на презентуемом товаре.
Световое решение С
Для освещения товара на подиуме справедливы те же общие рекомендации, что и для витрин. Но здесь необходимо обратить повышенное внимание к ограничению слепящего действия светильников. Причина в том, что подиум, в отличие от витрины, рассматривается из многих направлений, и ориентация линии зрения может быть самой различной.
Автор публикации — Горнов В.О., консультант-светотехник, к.т.н.