Световые контрасты и управление вниманием. Часть 3

Световой контраст. Как это работает в Ритейле?

Через контрасты яркостей освещения свет подчеркивает структуру пространства, поддерживая заложенные в пространство функции. При помощи контраста яркостей можно фокусировать взгляд человека на разных зонах интерьера, подчеркивать детали и вводить в пространство визуальный ритм.

Почему же человеческий взгляд привлекает наиболее ярко освещенный объект? Всё дело в физиологии нашего зрения.

Для регистрации изображений на сетчатке глаза необходимо определение темных и светлых пятен в изображении. Для этого чувствительность сетчатки всегда отрегулирована таким образом, чтобы рецепторы реагировали на более светлые области, не реагируя на более темные.

В ритейле это можно использовать, чтобы привлечь внимание к фокусным товарам, новой коллекции, провести покупателя через нужные зоны магазина, пригласить войти.

Мы уже писали ранее о том, что с помощью света можно создать контрасты разного уровня.
Чтобы световой акцент работал правильно, важно выбрать оптимальное соотношение яркостей объекта и фона.

Например:
В одном и том же магазине в первом случае используем равномерное освещение поверхностей (контраст отсутствует, манекен и окружение освещены одинаково ярко), а во втором добавим сильный световой акцент на манекен (соотношение освещенности объекта и фона 7:1)

В таком случае возникает чрезмерно сильный контраст объекта с фоном, глаз настраивается на яркий манекен, весь товар на стене становится блеклым на его фоне.

Если во втором случае снизить освещенность манекена (соотношение освещенности объекта и фона 4:1), мы получим гармоничный световой контраст, разница в яркости освещения манекена и фона заметна, но она не влияет на восприятие цветов товара на пристенке.

При работе с акцентным светом так же важно понимать, что фактический уровень освещенности не имеет принципиального значения. Важно именно соотношение яркостей освещения двух предметов, попадающих в одно поле зрения.

Вернёмся к магазину из предыдущего примера, где мы сравнили освещение без контрастов и освещение с мягким контрастом.

Добавим третий вариант, и дополнительно подсветим периметр. При появлении интенсивных акцентов на периметре, акцент на манекене теряется, хотя уровень его освещенности существенно не меняется.

В четвертом случае увеличиваем уровень освещенности манекена. Он снова гармонично вписывается в изменившуюся световую среду.

Таким образом, в первом и последнем случае достигается очень похожий визуальный эффект. При этом разница в общем уровне освещенности между примерами почти в 4 раза.

Смотрите другие статьи из цикла «Световые контрасты и управление вниманием» здесь:

Часть 1. Что такое контраст?

Часть 2. Световой контраст. Как создать?

Автор публикации — Татьяна Рыжова, инженер-светотехник компании «Точка Опоры»