Эмоциональный свет для ритейла – визуальные контрасты
В предыдущей статье мы разбирали вопрос роли света в ритейле, какие задачи он может решить и по каким критериям следует оценивать его качество. Сегодня поговорим о визуальных контрастах.
Ни для кого не секрет, что при помощи освещения можно направлять и фокусировать внимание человека. Такой прием хорошо знаком нам по музейному и сценическому освещению, когда экспонат или актер на сцене выхватывается ярким лучом света, а его окружение, погружаясь в полумрак, отходит на второй план. Подобным образом действуют любые визуальные контрасты: будь то, как в примере с театром, изменение интенсивности освещения, или, при сохранении неизменной интенсивности освещения, изменение цвета или направления освещения. Одним словом, любое заметное глазу изменение характера освещения позволяет, направляя внимание человека, расставить акценты и визуально структурировать пространство.
Прежде всего, уровень визуальных контрастов определяет общую световую атмосферу пространства: задает настроение и стилистику света. Представить, как взаимосвязаны визуальные контрасты и световая атмосфера, можно на примере освещения, которое бывает в различное время суток и при различных погодных условиях.
1. В условиях ясного, солнечного дня присутствует сильный контраст между освещенными объектами и тенями, которые они отбрасывают. Формы и текстуры хорошо читаются благодаря резким теням. Тени и освещенные зоны значительно различаются по яркости.
2. В условиях сильной облачности, когда прямого солнечного света нет совсем, свет рассеивается облаками и падает на предметы со всех сторон, равномерно освещая их и не создавая теней. Формы и текстуры при таком освещении почти не читаются, отсутствие теней делает их плоскими.
3. Солнце, пробивающееся сквозь туман или облака
3. В условиях, когда солнце пробивается сквозь туман или облака, контрасты становятся существенно мягче. Часть солнечного света создает тени, а часть – рассеивается облаками. В таких условиях тени становятся светлее, формы и текстуры читаются уже не так явно, как в ясную погоду. Как и в условиях солнечного дня, есть и светлые, и темные зоны, но отличаются по яркости они существенно меньше.
4. В условиях ночного освещения контрасты вновь усиливаются. В поле зрения преобладают слабоосвещенные или неосвещенные участки. Свет образует своеобразные островки, дробя пространство на отдельные части. Формы и текстуры читаются плохо за счет того, что вне освещенных зон становятся слабо различимы.
Световая атмосфера в торговом пространстве складывается по похожим принципам, как и световая атмосфера, создаваемая естественным освещением. Она определяется соотношением освещенных и неосвещенных зон по яркости и по площади. Варьируя количество света на поверхностях с товаром (полки, столы, стеллажи и манекены) и на остальных поверхностях (проходы, стены, потолок), тем самым меняя силу контраста освещения, можно в значительной степени влиять на общую световую атмосферу торгового пространства.
Однако, кроме контрастов есть еще две вещи, влияющие на общую световую атмосферу в пространстве интерьера. Первая из них – это характер теней, которые отбрасывают освещаемые объекта. Вторая – преобладающие в интерьере цвета поверхностей стен, пола и потолка.
При использовании светильников, имеющих источники света небольшого размера и, в силу этого, дающих направленный свет (в основном это шинопроводные прожекторы или встраиваемые в потолок светильники направленного света), освещаемые объекты будут отбрасывать четко очерченные тени. Благодаря этому форма и текстура материала будут хорошо читаться. В случае использования светильников, имеющих источники света большого размера и, соответственно, создающих рассеянный свет (линейные светильники, световые потолки, некоторые типы даунлайтов), теней создаваться практически не будет. При таком освещении, как в условиях пасмурного дня, форма объектов и текстура материалов будут выглядеть визуально плоскими.
Также нельзя не учитывать, что кроме освещения значительную роль в формировании визуальных контрастов и световой атмосферы играют цвета поверхностей в помещении. Если в помещении преобладают светлые тона, то при любых условиях освещения тени и контрасты будут смягчаться за счет переотраженного от поверхностей света. Если же в помещение выдержано в темных тонах, то отсутствие отраженного света будет значительно повышать контрасты между освещёнными и неосвещенными участками.
Давайте рассмотрим описанные эффекты на конкретных примерах.
1. Слабые контрасты, направленный свет, интерьер в светлых тонах.
Интерьер магазина выполнен в светлых тонах, для освещения используются светильники, дающие направленный свет (здесь шинопроводные и встраиваемые прожекторы), торговое оборудование и проходы между ним освещается приблизительно одинаково ярко. Световая атмосфера при таком решении будет напоминать условия освещения солнечным днем с ярким общим освещением, резкими тенями, хорошо читающимися формами и текстурами.
2. Слабые контрасты, рассеянный свет, интерьер в светлых тонах.
Если интерьер, выполненный в светлых тонах, осветить приборами, дающими рассеянный свет (в этом случае, линейные системы с опаловыми рассеивателями), то световая атмосфера получится близкой к облачному дню. При отсутствии контрастов в освещении весь интерьер будет выглядеть цельно и восприниматься ярко освещенным. С другой стороны, объекты и текстуры материалов будут восприниматься плоскими.
3. Сильные контрасты, направленный свет, интерьер в светлых тонах.
В случае контрастного светового решения, при котором освещаются только зоны с презентацией товара, а на проходы между торговым оборудованием и на стены, свободные от продукции, свет не направляется вовсе, светлые тона интерьера будет существенно смягчать разницу в яркости освещения за счет переотражения света. Если проводить параллель с условиями естественного освещения, то ближе всего к такой световой атмосфере будут условия освещения, когда солнце пробивается сквозь облака и присутствует как направленный, так и рассеянный свет.
4. Сильные контрасты, направленный свет, интерьер в темных тонах.
По-настоящему контрастное, даже слегка драматичное освещение и световую атмосферу, близкую к условиям ночного города с изолированными островками света и уходящими в полумрак неосвещенными зонами, можно создать только в интерьере, выполненном в темных тонах. В таком случае низкое количество переотраженного света будет существенно усиливать контрасты яркости.
При разработке концепции освещения выбор световой атмосферы является отправной точкой для дальнейшей, более детальной проработки светового решения. Именно световая атмосфера ритейл пространства является тем звеном, которое поможет связать образ бренда, увиденный будущими клиентами онлайн или через другие маркетинговые каналы с образом магазина в реальности. С правильно подобранной световой атмосферой можно быть уверенными, что покупатель, войдя в магазин, «узнает» свой бренд.
Автор публикации — Кирилл Татаренко, руководитель отдела проектирования и светодизайна, эксперт по световым решениям для ритейла