Проектируем свет. Ничего лишнего – баланс энергоэффективности и эстетики
В понятии sustainability (устойчивое развитие) есть аспекты, которые сейчас находятся у всех на слуху: применение новых материалов, вторичная переработка, организация экологически безопасного производства и углеродно-нейтральные здания. Но, несмотря на появление новых технологий, переход к осознанному потреблению и бережливому обращению c ресурсами невозможен без пересмотра наших привычек и, в какой-то степени, принятия новой культуры. Хорошим примером таких сложившихся привычек, которые не укладываются в тренд sustainability, является обращение со светом.
Большая часть моей профессиональной жизни связана с проектированием световых решений, поэтому темы, касающиеся светодизайна и света, интересуют меня и увлекают. В моих поездках по Европе я часто обращаю внимание на различие между российской и западной культурой работы со светом. Особенно это различие заметно в подходе к освещению достопримечательностей и памятников архитектуры.
К примеру, в нашей работе мы часто слышим от клиентов: сделайте нам магазин как можно светлее, мы хотим быть ярче на фоне других. И эта тема избыточного пересвета очень актуальна и в вопросе устойчивого развития, и в отношении российской культуры. Такой подход неэффективен ни с точки зрения бережливого обращения с ресурсами, ни с точки зрения красоты светового решения.
Очень важный аспект – разобраться, о какой эффективности мы говорим: об энергоэффективности самого светильника или об эффективности применения света. Цель любого светотехника или светодизайнера – решить при помощи света некую задачу. Сделать так, чтобы магазин был привлекательным, хорошо продавал, чтобы человеку было комфортно в нем находиться и работать. Поскольку сейчас много информации об энергоэффективности как характеристике конкретного прибора или осветительной установки в целом, то я предлагаю посмотреть на этот вопрос с точки зрения энергоэффективности световой среды.
В последнее время довольно популярна такая схема реализации магазинов, при которой линейные светильники в концепции освещения торговых залов расположены сеткой и призваны визуально отсечь потолочное пространство.
Свет на потолке получается очень ярким, магазин виден издалека, и такой эффект очень нравится и строителям, и владельцам магазина. Но к явным минусам этой концепции можно отнести то, что на потолке света получается гораздо больше, чем на освещаемых поверхностях и товарах внизу. Из-за этого магазин в восприятии покупателя получается темным. Свет не там, где он нужен. Мы тратим лишнюю электроэнергию, посетители в таком магазине очень быстро устают и не могут достаточно хорошо рассмотреть выбираемые товары. Что уж говорить о комфорте сотрудников торгового зала?
У нас было несколько проектов магазинов одежды, когда по требованию клиента в центральной зоне торгового зала уровень освещенности должен был составлять не менее 2000 люкс. В дополнение к этому требовалось сделать световой акцент на имиджах, расположенных по периметру магазина, чтобы привлечь к ним внимание.
Тут будет уместно затронуть вопрос: а откуда берется ощущения восприятия светового акцента? Человеческий глаз видит различия в яркости только, если изменение имеет шаг минимум в два раза. И то, в этом случае изменения воспринимаются как едва заметные.
Тот уровень контрастов, который является рабочим в магазине, (например, торговый зал – манекен) составляет примерно соотношение 1:2 или 1:3. Получается, что в рассматриваемом примере при освещенности в 2000 люкс на мебели требовалось осветить постер 4000-6000 люкс. При входе в магазин возникало ощущение, что он очень выбеленный и местами серый, при том, что снаружи казался светлым и ярким. А продавцы жаловались, что у них очень уставали глаза в течение рабочего дня. Так что повышенный уровень освещенности также негативно влияет на восприятие картинки и самочувствие людей, как и недополучение света.
Но я всегда являлся сторонником проектирования магазинов с соблюдением баланса интересов: это и здоровье людей, которые работают в магазине, и комфорт покупателей, и решение задач мерчендайзинга, и защита окружающей среды – не тратить больше энергии и не «впихивать» в магазин как можно больше светильников по прихоти заказчика.
Именно такими проектами можно впоследствии гордиться и считать их своими профессиональными достижениями.
Автор публикации — Кирилл Татаренко, руководитель отдела проектирования и светодизайна, эксперт по световым решениям для ритейла «Точки опоры«