Выбор светильника. Каким должен быть правильный светильник для магазина?
Современный рынок осветительных приборов характеризуется очень высоким уровнем конкуренции. Каждый изготовитель старается максимально приблизить свое изделие к рыночному эталону и при этом максимально удешевить производство. Зачастую приборы внешне перестали чем-либо различаться между собой, и, даже подбирая светильник по определенным характеристикам, трудно разобраться, на что действительно стоит обратить внимание.
О том, как правильно выбрать светильник для магазина, мы сегодня поговорили с Марией Уваровой, экспертом по свету компании «Точка опоры».
Если мы придем на светотехническую выставку, российскую или международную, мы увидим огромное количество однотипных осветительных приборов, и совершенно непонятно, как их сравнить. Один светильник может стоить сто рублей, другой 10 тысяч рублей, а внешне они будут выглядеть одинаково. Какой покупать?? Если вы уже озадачились вопросом улучшения света в своем магазине, важно понимать, что, покупая светильник, мы приобретаем не просто «железку», которая висит у нас на потолке, а мы, прежде всего, покупаем свет. Тот свет, который мы видим на нашем товаре и, как следствие, наш покупатель видит наш товар в этом свете. Как только мы осознаем различия между этими понятиями, то лучше начнем понимать, что же нам действительно нужно от светового прибора.
Так каким же должен быть правильный светильник для магазина?
Давайте разберемся подробнее, на какие базовые параметры необходимо обращать внимание при выборе осветительного оборудования:
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ. Светильник потребляет энергию и отдает свет. Соотношение этих параметров, или КПД светильника, характеризует его эффективность. Прибор должен потреблять немного, но давать нужную освещенность. Для магазинов fashion оптимальная мощность светильника составляет 30-35 Вт, а световой поток должен быть более 3000 Lm.
ЦВЕТ СВЕТА должен быть очень чистым, не смещаться в сторону фиолетовых, розовых, синих, желтых оттенков, что очень сильно влияет на общее ощущение атмосферы в магазине и на восприятие товаров. Низкокачественные источники света в дешевых приборах уже в начале эксплуатации могут сильно искажать белый свет, уводя его в сторону неестественных оттенков.
ИНДЕКС ЦВЕТОПЕРЕДАЧИ показывает, насколько естественный цвет имеют предметы при данном освещении. Эталоном принято считать солнечный свет, индекс CRI которого равен 100. У меня был личный опыт посещения известного магазина товаров для дома. Большая часть ассортимента, представленного там, относилась к высокой ценовой категории, но при этом магазин оставлял ощущение посещения склада: будто товар не очень новый, пыльный, уже использованный. Не было ощущения чистоты, свежести и не хотелось ничего покупать. В этом магазине наша компания проводила аудит освещенности и моделирование света непосредственно на объекте: были поставлены приборы с очень высоким индексом цветопередачи. Насколько же все преобразилось в «новом» свете! Полотенца стали кристально белыми, цветные изделия очень сочными. Сложилось ощущение, что весь магазин пропылесосили и заменили полностью весь товар на новый. Цветопередача очень хорошо работает на подсознательном уровне и является важной составляющей эмоционального восприятия каждого посетителя вашего магазина, а не просто технической характеристикой светового прибора.
МАТЕРИАЛ КОРПУСА. Это может быть металл различной толщины или даже металлизированный пластик. В использовании различных материалов особенно преуспели китайские изготовители: у них прекрасно налажено производство и много современных технологий, направленных на удешевление конечного изделия. Порой мы не можем догадаться по внешнему виду изделия, какой материал лежит в его основе. Вы можете скрести корпус изделия, и вам будет казаться, что это качественный металл, но проведение детальной экспертизы может показать, что это обычный пластик, который абсолютно не соответствует нормам пожарной безопасности и может легко воспламениться. В нашей компании был опыт, когда у одного известного владельца крупной сети торговых центров проводили испытание, думая, что все установленные приборы сделаны из алюминия, а оказалось, что из очень легко воспламеняющегося пластика.
СРОК СЛУЖБЫ ПРИБОРА. Он должен работать долго, не теряя своих эксплуатационных свойств и выдавать те характеристики света, как и в самом начале эксплуатации: не менять цвет, не перегорать, не изменять световой поток. За ориентир мы берем срок службы светильника не менее 5 лет. В приборе должна быть расширенная зона отведения тепла: крупные металлические теплоотводы позволяют источнику света работать в оптимальной температуре, обеспечивая продолжительный срок службы.
ПУЛЬСАЦИЯ. Параметры пульсации регламентируются СНИПами и ГОСТами. Мало кому понравится, если проверяющие органы обнаружат несоответствие установленного оборудования в вашем магазине этим нормам. К тому же каждому из нас хочется, чтобы покупатель возвращался к нам снова и получал удовольствие от процесса выбора товара, его примерки и делился своим впечатлением с друзьями, отправляя фото и видео нового наряда. Высокий уровень пульсации не позволяет делать качественное видео и негативно сказывается на эмоциональном состоянии работников и посетителей магазина. Подробнее о пульсации освещения можно почитать здесь.
ВОЗМОЖНОСТЬ РЕГУЛИРОВАТЬ ФОКУС ПРИБОРА. Здесь речь идет не о нацеливании света на объекте, а о регулировке размера светового пятна. Особенно актуальным становится вопрос управления осветительным прибором прямо с телефона. Существуют специальные программы, позволяющие дистанционно проводить диммирование (изменение мощности светового потока) и изменять ширину светового пятна без использования обслуживающей бригады электриков с громоздкими лестницами. Мы можем очень динамично программировать сцены для одного светильника или для группы светильников, что позволяет, например, быстро подстраивать свет при смене коллекции в торговом зале или экспозиции в витрине.
Автор публикации — Light Point