Ключевые вопросы создания общественных пространств

Автор публикации – Анастасия Колчина, архитектор, основатель дизайн-бюро «Синица»

Смысл и сценарий в пространстве

Примерно 10 лет назад я обнаружила интересный парадокс: хороший проект с точки зрения архитектора и дизайнера и хороший проект с точки зрения пользователей – не одно и то же. Эти два понятия совпадают гораздо реже, чем хотелось бы – и мы получаем рестораны с потрясающими интерьерами, закрывающиеся через 2 месяца.

Я стала исследовать причины, чтобы понять, как сделать хороший проект для всех. За годы практики я поняла, что есть три вещи, которые, работая синхронно, гарантируют месту успех у публики – это сценарий, смысл и пространственное решение.

Герой места

Первый вопрос, который нужно задать: кто целевая аудитория?

Почти всегда хочется ответить “конечно все”, но это никогда не так. В Парк Горького ходят разные люди: и студенты-тиктокеры, и люди с детьми, и пенсионеры вроде моей мамы – но все они чувствуют себя там молодыми беззаботными хипстерами. Кофе в стаканчике, петанк, модный музей современного искусства – в совокупности делают человека немного лучше его рутины. Чуть-чуть моднее, чуть-чуть моложе и беззаботнее. Пространство создает и транслирует собственного лирического героя, а посетители приглашаются играть определенную роль.

Для создания пространств важнее даже не реальная маркетинговая целевая аудитория, а вот это целевое состояние, которое она в проекте испытывает. Но успех получится, только если эта коммуникация приятна для посетителя.

Если мы говорим об общественных пространствах, посещение которых не строго обязательно (как например, строительный рынок – это место неизбежности), то они должны сообщать человеку что-то приятное о нем самом: просвещенность на террасе Стрелки, открытие истории на Речном Вокзале, состоятельность на Патриках.

Соцсети это усиливают, ведь статусность просвещения того или иного места в городе значительно усиливается просмотрами в соцсетях. Публикуя сториз из ГЭС-2, присоединяешься к образу тонко чувствующего интеллектуала. А, например, селфи в Третьяковке оставит привкус культурного массмаркета, – ну до тех пор, пока Кулхас не доделает реконструкцию здания, спасенного от того, чтобы стать золотым апельсином.

Сценарий места

Я обедаю в кафе, открытом моей хорошей знакомой со Стрелки, возле Цветного. «Скоро закроются, – говорит Вася Эсманов и объясняет почему, – для какого случая предназначено это кафе (к слову, с прекрасной едой и тонким интерьером)? Недостаточно праздничное для свидания, недостаточно расслабленное для пива в пятницу». Действительно, скоро закрылось. 

Несмотря на то, что чувства и поведение лирического героя во многом предопределены, у реальных людей должен быть выбор: кататься на канатке в Лужниках или посидеть на набережной? Взять в аренду велосипед или купить мороженое? Бокал вина в баре «Художественного» или пива в «Жигули»?

Те самые «все» из ответа про целевую аудиторию и правда очень разные люди, с разными вкусами и потребностями, и чем масштабнее проект, тем больше разнообразия он должен предлагать. 

Сценарии должны усиливать и образ «лирического героя» и смысл пространства (два других столпа). Замена «чертова колеса» на петанк в этом смысле – не просто ликвидация устаревшего аттракциона, а изменение поведения людей в пространстве и, как следствие, изменение самих людей.

Смысл и пространственное решение

Пространства, сообщающие или символизирующие что-то новое, становятся гораздо популярнее тех, чей посыл вторичен.

Юваль Ной Харрари в своем бестселлере Sapiens утверждает, что способность конструировать мифы стала главным отличием homo sapiens от других человекоподобных обезьян. Именно эта особенность позволила виду объединиться вокруг идей в группы больше 150 особей, выжить и размножиться до 6 миллиардов.

«Любое широкомасштабное человеческое сотрудничество – от современного государства до средневековой церкви, античного города и древнего племени – вырастает из общих мифов, из того, что существует исключительно в воображении людей. Два католика, в жизни друг друга не видевшие, могут вместе отправиться в крестовый поход или собирать средства на строительство госпиталя, потому что оба верят, что Бог воплотился в человеке и позволил себя распять, чтобы искупить наши грехи. Два незнакомых друг с другом сотрудника Google эффективно работают вместе, потому что оба верят в существование Google, акций и долларов. Судебные системы живут за счет единых юридических мифов.» 

В знаковых проектах они не просто есть. Новые смыслы делают проект знаковым, они являются причиной популярности: «Демократия и кофе» – говорил Парк Горького в 2011-м, «Московский центр Помпиду, больше Парижского» – говорила ГЭС-2, «Гордимся авангардом с видом на Храм Христа Спасителя» – сообщала терраса бара Стрелка в 2010-м. Именно новые смыслы и делают проект знаковым – раньше так не было, а теперь есть, и каждый может придти и разделить этот смысл, прикоснуться к нему. 

И месту нужен смысл, и смыслу нужно место – точка в пространстве, сценарий поведения в ней, символ, который можно унести с собой. Лужковская Москва (столица империи) воплощалась в Храме Христа Спасителя. Собянинская Москва (мировой мегаполис) – в парке Зарядье.

Смысл проекта нужно сконструировать с самого начала, иначе скорее всего будет реализован один из 2 сценариев: либо проект присоединится к какому-то расхожему старому, либо возникнет что-то, что никто не ожидал и чем невозможно будет управлять, как в «Яме» на Хохловской площади. Сапрыкин даже писал об этом месте после открытия, какая это прекрасная городская пустота. Но последующие 3 года, скандалы вокруг подростков и блогеров, громкие крики и драки, а также финальное закрытие всего этого забором говорит в пользу того, что смысл и сценарий лучше закладывать заранее.

Нет сомнений, что архитектура как и любое искусство вызывает в людях отклик и чувства, но музыку можно выключить, от картины отойти, а в архитектуре мы живем. С неизбежным ростом урбанизации все большую часть своего времени люди проводят в общественных пространствах, и вопросы их создания становятся все важнее.

Автор публикации – Анастасия Колчина, архитектор, основатель дизайн-бюро «Синица»

Автор публикации

не в сети 2 недели

admin-light

0
Комментарии: 0Публикации: 318Регистрация: 31-05-2019